Здравствуйте, если вы видите это сообщение, значит у вашего браузера отключен javascript и часть функционала сайта может быть недоступна.

Пожалуйста включите javascript в настройках вашего браузера, если самостоятельно у вас не получится это сделать, обратитесь к администрации, они вам обязательно помогут.

Воспитание детей(интересно-полезные материалы специалистов)

Модераторы: Igma, Тигруля

Воспитание детей(интересно-полезные материалы специалистов)

Сообщение Аметист » 20 окт 2012, 21:21

«ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ»: ПОГОВОРИМ О ВОСПИТАННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ И ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ


В цирке или зоопарке взрослых больших слонов и маленьких слонят привязывают одинаковыми цепями к небольшому столбику, который вкопан в землю. Слоненок, который все время брыкается и пытается разорвать цепь, еще не потерял воли к свободе и веры в то, что он добьется успеха. А взрослые слоны, у которых сил хоть отбавляй, даже и не пробуют освободиться. Взрослый слон давно забыл, что значит бороться за свободу. Давным-давно, когда он был маленьким, он понял, что, несмотря на все свои усилия, навсегда останется в клетке. И поэтому сейчас, превратившись в мощного и взрослого слона, который сильнее десяти человек, он верит, что всего лишь пленник - и даже не пытается бороться. Последователи академика Павлова поставили удивительный эксперимент на собаках. Эксперимент проводился таким образом. Ученые поместили в клетки трёх одинаковых собак. Первую собаку мучили электрическим током, и она ничего не могла с этим поделать. Вторую собаку тоже били электричеством, но в её клетке была кнопка, нажав на которую можно было остановить пытку. С третьей собакой (контрольной) не делали ничего.
Как и следовало ожидать, когда ток был подан, первая и вторая собака забегали по своим клеткам. Вторая собака довольно быстро нашла кнопку и отключила электричество. Первая собака долго пыталась выбраться из клетки, но в итоге сдалась, легла на пол и жалобно заскулила. Третья собака в это время зевала и почёсывалась.
Дальше всех трёх собак переместили в другие клетки. Новые клетки имели стенки всего в полметра, и собаки могли без труда из них выпрыгнуть. Разместив в клетках подопытных, учёные снова включили электричество.
Третья собака, которую не мучили вообще, сразу же выпрыгнула из клетки. Вторая собака, которая отключала электричество лапой, «пошарилась» по клетке в поисках кнопки и, не найдя её, тоже выпрыгнула. Первая собака… легла на пол клетки и начала жалобно скулить.
Состояние первой собаки зоопсихологи назвали «воспитанная беспомощность». Собака поняла, что мир жесток, и ей его не изменить. Поэтому собака и не пыталась выпрыгнуть из клетки – она знала, что это у неё не получится – остановить жгущее электричество невозможно.

А возможно ли возникновение воспитанной беспомощности у людей? Ещё как! И как вы догадываетесь, корень этой проблемы, в детстве. На семинарах по воспитанию детей я показываю такую сценку: (ставлю перед собой портфель). Вот представьте – это мой маленький сын. Ему год. Он только научился ходить. Если он побежит мне навстречу, то может упасть? Может (роняю портфель на бок). Но ведь роста он маленького и большой беды с ним не случилось. Может он сам подняться? Конечно, может. Покряхтит и встанет. Но сейчас он лежит на полу, хнычет, а вы на меня смотрите. Что я могу почувствовать? Например, неловкость, стыд («Что люди скажут: я стою, а мой ребенок валяется на полу?!»). И я, чтобы не испытывать неловкость, хватаю сына в охапку и «от греха подальше» (чтобы шишки не набивал) сажаю себе на шею (ставлю портфель себе «на загривок»). И хожу так с ним, пока сыну не исполнится 18 лет. Хожу, уже сгибаясь под тяжестью этого детины. Как вы думаете, ему там хорошо? В общем то да. Я закидываю ему наверх вкусную еду, модную одежду, дорогой сотовый телефон, компьютер, вывожу на курорты… А как вы думаете ноги у него сильные или слабые? Конечно слабые. Ведь не он идет по жизни, а я его тащу. Кто из нас первый должен помереть, по природе, – я или мой ребенок? Конечно, я. И произойдет это, скорее всего, преждевременно и скоропостижно, ведь я уже надорвался, неся эту ношу. А когда это произойдет, то сможет этот мужик ростом 1 метр 80 см и весом 90 кг на слабых ножках идти сам? Нет, он будет падать, и набивать совсем другие шишки, а может и шею себе свернет. Тогда мне желательно как-то его пристроить – например, женить, т.е. пересадить на «женщину-лошадь» с развитой шеей. Такой стиль воспитания детей М.Е. Литвак назвал воспитанием в стиле «Избавителя», когда детей избавляют от повседневных трудностей, ребенок становится кумиром семьи, в семье «все лучшее – детям». Ребенок не несет никакой ответственности за своё поведение, его только хвалят и во всем потакают его желаниям. Одновременно, он совершенно беспомощен в мире за пределами родительской семьи. Итак, воспитание в стиле «Избавителя» - первый фактор формирования «воспитанной беспомощности».

Представьте, другой вариант воспитания. На ребенка орут, бьют, лишают в наказание еды и свободы (запирают в тёмную «комнату-карцер»). Относятся как к собаке в опытах. Дай бог, током не бьют… Мало того, что наказание чрезмерно проступку, оно вообще может быть с ним не связано – маму или папу обидел начальник, свекровь, теща, а зло срывают на малыше. Ребенок никак не может угодить родителям – «нажать на ту кнопку», которая остановит «удары током» и сделает папу с мамой любящими и адекватными. Остается одно - забиться в угол и «скулить»… Такое воспитания называется воспитание в стиле «Преследователя». Оно, как вы поняли, тоже формирует состояние «воспитанной беспомощности».

И наконец, самое изуверское воспитание, с точки зрения М.Е. Литвака – «Смешанный стиль» - сочетание стиля «Избавителя» и «Преследователя». С одной стороны, ребенку ничего не разрешают делать самому: «не бери бокал – разобьешь, не бегай – упадешь, не лезь в воду – утонешь, один не гуляй – украдут, с девочками не водись – от них ничего хорошего». С другой стороны заставляют делать то, что надо самим родителям, но не всегда ребенку: «учись на отлично, ходи в музыкальную школу, поступай на юриста. Какой тебе футбол?! Какой тебе кулинарный техникум?! Я лучше знаю, что тебе надо!». Это воспитание в стиле повышенной моральной ответственности: «не подведи маму, школу, страну, земной шар, вселенную…». Такие дети вырастают тревожно-мнительные, всё время боятся совершить ошибку («не подведи маму!») и постоянно спрашивают советы. Короче, «воспитанная беспомощность».
Состояние противоположное «воспитанной беспомощности» называется поисковой активностью. Помните историю про двух лягушек, которые упали в кувшин с молоком? Одна сдалась и утонула (воспитанная беспомощность), а вторая проявила активность и лапками сбила из молока масло. Мораль – никогда не сдавайся, ищи выход, борись до последнего, авось под ногами появится твердая почва. Про воспитанную беспомощность и её преодоление хорошо написал психофизиолог Вадим Ротенберг в книге «Образ Я» и поведение». Автор полагает, что если человек избавлен от самостоятельного решения проблем или эти проблемы для него легко преодолимы – он детренируется, «расслабляется». Как расслабляются в некоторых классах ребята-отличники – все силы педагоги тратят на борьбу с двоечниками, а отличникам часто натягивают их пятерки, чтобы у школы была медаль. Двоечники и троечники получают психологический тренинг, выкручиваясь из конфликтов с учителями и директором школы, и зачастую по жизни становятся начальниками. Угадайте, кого они потом гнобят? Правильно – медалистов и краснодипломников, которые приходят к ним в подчинение. Но точно также вызывает чувство беспомощности и постоянные поражения, преследующие с раннего детства, постоянные потоки проклятий, которые обрушивают самооценку ребенка и превращают его в «гадкого утенка». Залог счастливой жизни – это сочетание трудностей, которые ребенок преодолевает сам и веры родителей в его силы, которая становиться верой ребенка в себя. Если вернуться к примеру с моим упавшим годовалым сыном, то ему следовало бы сказать: «Сынок вставай, ты сможешь!». И дать ему возможность подняться самому, в крайнем случае, помочь, если он сам протянет ручку. А затем позволить бегать и самому набивать шишки. Как сказал У.Черчилль: «Успех – это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма». Этот энтузиазм как раз и называется поисковой активностью – активностью, направленной на поиск решения проблемы, даже при отсутствии стопроцентной гарантии на успех. У активной лягушки из притчи не было никакой предварительной гарантии выжить, но она все равно двигала лапками. Поисковая активность как процесс, даже независимо от результата, повышает сопротивляемость организма и к болезням – «все, что нас не убивает – делает нас сильнее» (Ф. Ницше). При этом важно помнить, что поисковая активность, так же как отказ от поиска (воспитанная беспомощность), имеет тенденцию охватывать все сферы жизни. Например, успехи в творчестве, интересной учебе (сейчас с удовольствием изучаю логику по Н.Епифанцевой и Т.Лихачевой), достижения в фитнесе распространяются на успешное решение трудных житейских ситуаций и конфликтов. Как пишет В.Ротенберг: «Неважно, что именно поддерживает "огонь в очаге", т. е. поисковую активность; важно только, чтобы он не угасал». И, конечно, основа поисковой активности – вера в себя и в свои силы, преодолеть любые препятствия. Т.е. не капитулировать перед трудностями может только человек со стабильной самооценкой («я хороший несмотря ни на что»), о чем подробно пишет Б.М.Литвак.

Как врач-психотерапевт не могу не сказать ещё об одном интересном явлении – если у человека не получается преодолевать реальные трудности и вызовы жизни, если он терпит поражения в карьере и личной жизни, то вся его активность направлена на создание самому себе препятствий, которые он сам же успешно преодолевает. Ищет выходы из тупиков, в которые сам себя загоняет. Это псевдоактивность позволяет человеку не решать реальные глобальные проблемы своей жизни. Жена алкоголика вместо того, что бы проявить «полезную активность»: повысить свою профессиональную квалификацию, заняться интересным делом и прогнать алкоголика – «героически» ищет его «по гаражам», а потом «героически» ищет деньги на его лечение. Ревнивцы (люди психологически зависимые и неуверенные в себе) вместо того, чтобы найти себе хорошего психотерапевта, а ещё лучше хорошую интересную работу – дни и ночи напролет ищут доказательства неверности второй половины. Ипохондрики – круглосуточно и непрерывно ищут у себя болезни. Женщина с фобиями (навязчивыми страхами), занята поиском безопасных маршрутов передвижения, чтобы не дай бог не оказаться в замкнутом пространстве или не встретиться с пауком или мышкой, но продолжают жить в одной квартире с мужем-садистом, который над ними издевается и от которого она даже не помышляют уйти. Девочка с нервной анорексией, вместо того, чтобы добиться успеха в учебе и стать высококлассными профессионалом, добивается успеха в доведении себя до дистрофии, героически борясь с родителями и врачами. Ну, в чем-то же надо чувствовать себя победителем, хоть в этом! Вся эта «героическая» псевдоактивность отвлекает от главного – страха поменять свою жизнь и идти вперед – «через тернии к звездам». Как писал врач и психолог Виктор Франкл, прошедший концлагерь, «человек остается слабоволь­ным до тех пор, пока он хочет оставаться слабовольным». Нельзя оправдывать свою беспомощность и пассивность неправильным воспитанием, как это делают многие невротики. На моем холодильнике висит жизненный девиз предпринимателя и путешественника Ричарда Брэнсона: «К черту всё! Берись и делай!» Чего желаю и вам.

Левит Сергей Валерьевич, руководитель филиала клуба КРОСС-Саратов
Тел. для срочной связи 89270012664 и 89626020350 Наташа.
Аметист
SP Покупатель
 
Сообщения: 1157
Зарегистрирован: 11 окт 2011, 13:09
Баллы репутации: 0

Re: Воспитание детей(интересно-полезные материалы специалист

Сообщение Самантик » 22 окт 2012, 15:15

Может быть Вы в чём то и правы, но воспитывая детей \двое уже выросли и двое ещё маленькие\.... я вам скажу, что человек рождается со своим характером и изменить его крайне сложно. Конечно, можно что-то подкорректировать, можно выработать какие-то привычки, но кардинально переделать не получиться. Так что кто кого воспитывает не понятно, то ли мы детей, то ли они нас....
Я с дочкой обращалась к психотерапевту, дочка очень дралась....так она поговорив с ней и со мной...сказала "что Вы хотите мамочка, Вы сами в детстве были не подарок, ребенок живой, активный, она так защищает свои интересы....перерастет, повзрослеет. Успокойтесь и растите дочь" Сейчас ей 4,5 драться стала только в крайних случаях, если забирают у неё что-то или сдачу дать обидчику. Зато год назад был кошмар, если мы шли на площадку гулять, то разносился крик "Саманта идёт прячемся...."
Вот воспитываешь детей всех одинаково, а конечный результат разный....
Самантик
Гуру SP
 
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 03 май 2012, 11:14
Населенный пункт или район: карла маркса\проспект Кирова
Баллы репутации: 1


Вернуться в Мама – главное слово

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2